Когда «Атланта» увидят в российском
небе?
Наконец, интерес к машинам, не
требующим дефицитных у нас дорог и аэродромов, предсказуемо проснулся и в
России. Во второй половине 2014 года небольшой грант от «Сколково» получила
компания «РосАэроСистемы», возглавляемая Геннадием Вербой.
Чтобы лучше понять ситуацию по
разрабатываемому ею дирижаблю «Атлант», «Лента.ру» обратилась за комментариями
к вице-президенту компании Михаилу Талесникову.
По его словам, время выполнения
первой части работ по «Атланту» — девять месяцев. Сейчас оно подходит к концу,
и аванпроект уже практически завершен. Сам дирижабль с уплощенной нижней
поверхностью спроектирован жестким, с обшивкой типа полумонокок. Согласно
расчетам, он сможет продолжать полет при боковом и встречном ветре до 30 метров
в секунду (на мягком Au-30 той же компании это удавалось при ветре до 17 метров
в секунду). Кроме активной балластировки при взлете, планируется использовать
тягу двигателей, крутящих отклоняемые вниз винты. После взлета, отмечает
Талесников, двигатели поднимут огромный корпус «Атланта» длиной в 75 и шириной
в 30 метров, работающий как большое крыло. В крейсерском полете скорость машины
планируется в 120 километров в час при грузоподъемности в 16 тонн и дальности в
4000 километров. Первый полет — в случае отсутствия срывов по финансированию —
ожидается в конце 2018 года.
В отличие от заокеанских коллег, на
данный момент компания не предполагает военного использовании платформы. Первый
«Атлант» станет транспортником, заменой тяжелого вертолета вроде Ми-26. Уступая
ему по грузоподъемности (16 против 20 тонн), дирижабль с собственной массой в 25-30
тонн способен перевозить куда большие объемы — его грузовой отсек превысит по
объему 1700 кубических метров против 110 у Ми-26 и 1000 у гиганта-«Руслана».
При вдвое более низкой крейсерской скорости «Атлант» доставит груз не на 475
километров, как Ми-26, а в несколько раз дальше.
По расчетам компании, отмечает
Талесников, стоимость перевозок на нем составит лишь 75 центов на
тонно-километр (до 24 тысячи долларов за один вылет на полный радиус). Так же
как и вертолет, при разгрузке машина сможет зависнуть над любой пригодной
площадкой. Если нужно сесть для приема больших грузов, дирижабль опускается на
воздушную подушку, детали которой пока патентуются и поэтому не раскрываются. С
ней он сядет на лед, воду и любую ровную поверхность. Для спокойной погоды
размеры посадочной площадки должны быть 100 х 50 метров, а для всепогодной
посадки — 225 х 90 метров.