Век классических дирижаблей
закончился в 1937 году, век дирижаблей постклассических все никак не может
начаться, при том что это — потенциально самый дешевый вид воздушных
грузоперевозок. Что мешает воздушным гигантам вернуться в небо? О блистательном
прошлом дирижаблей, их возрождении в XXI веке и о перспективах в России — в
исследовании «Ленты.ру».
Цеппелины погубил черный пиар
Рекорды эпохи классического
дирижаблестроения впечатляют и доныне. Можно вспомнить хотя бы беспосадочные
пассажирские перелеты из Германии в Рио-Де-Жанейро — немыслимые в наше время, с
роялями и спальными каютами. Благодаря тому что аппараты могут зависнуть на
небольшой высоте, они причаливали к шпилям на вершинах нью-йоркских небоскребов
или просто к банальному забору в городской черте Парижа. В спокойную погоду они
приземлялись на любую ровную площадку.
Ключевым преимуществом, позволявшим
все эти излишества, была архимедова сила, удерживающая дирижабли в воздухе.
Благодаря ей они не нуждались в постоянно работающем крыле, на которое надо
подавать набегающий поток воздуха. Именно поэтому, будучи медленнее современных
им самолетов, они тратили на пассажиро-километр намного меньше горючего. Та же
архимедова сила делала их нетребовательными к аэродромам и смягчала аварии, не
давая при падении набрать высокую скорость.